Джеки снова с нами!
Когда на экраны вышла «Новая полицейская история» все заговорили о том, что Джеки вышел на новый уровень, сыграл драматическую роль, раскрыл неизвестные грани своего таланта… Удивительно, как все быстро забывается. Зрители забыли блистательную «Криминальную историю», вышедшую аж в 1993 году, серьезную и жестокую, забыли «Остров огня» — еще более ранний, забыли «Сердце Дракона», где Джеки уже раскрылся как серьезный и талантливый актер, которому мешает показывать себя во всей красе лишь привычное всем амплуа.
Экшн-комик, которого обожают во всем мире, «человек-смайлик», бесподобный, непревзойденный трюкач и гениальный мастер кунг-фу — неужели он уходит, уступая место плачущему алкоголику? Неужели это правда? Этот вопрос задал себе в 2004 каждый поклонник и фанат Чана. Теперь уже стало ясно, что «Новая полицейская история» — всего лишь закономерное отступление от привычки смешить и улыбаться, от которой рано или поздно устает любой комик, закономерное развитие каждого актера, который может творечески расти лишь в одном жанре.
Джеки Чан решился на смелый эксперимент — не выходя за рамки боевика, он попытался снять драму, и сам, оставаясь экшн-героем, углубить личность своего персонажа, расширить взгляды на личность своего героя, окунуть его в мир настоящих проблем, в реальность, а не в полуфантастический и веселый мир «Доспехов бога» или пародийный мир «Крестного отца из Гонконга»… Удался ли эксперимент? Удался, хоть и с некоторыми оговорками. Попробуем разобраться.
Джеки Чану в этом фильме 50 лет, следовательно, фильм юбилейный. На юбилей дарят подарки. Зрители подарили этому фильму звание лучшей работы Джеки последних лет, а Джеки сделал этим фильмом всем своим почитателям грандиозный подарок — он вернулся в Гонконг после провала совсем уж развлекательной американской ленты «Вокруг света за 80 дней», да и вообще после нескольких «американских» лет — за которые Чан понял, что американское кино не для него.
читать дальшеВернее, оно для него хорошо в строго дозированном варианте, поскольку режиссеров, талантливо умеющих работать с любимым жанром Чана, в Голивуде не так уж и много, большинство не понимают ни китайского духа, ни значения боевых искусств, а смотрят лишь на визуальную составляющую фильмов. Поэтому «Новая полицейская история» стала своеобразным доказательством тому, что Чан — не американский клоун китайского происхождения, а действительно главный актер Азии. Он снял кино, которое смогло положить на лопатки американские боевики-блокбастеры не только в визуальном плане, но и в плане игры, атмосферы, сюжета и т.д.
Чану 50 лет. Это заметно. На любом актере сказывается возраст, на актерах боевиков тем более. То, что Чан вообще жив, — низкий поклон Богу и чановскому железному организму, то, что он снимается в кино, — двойной поклон его силе воли, то, что он остается непревзойденным мастером трюков и боев — вызывает восхищение. Чан не хотел стареть, всеми силами открещивался от возраста, но от этого не убежишь — поединки в фильме уже тяжеловаты, сам Джеки движется медленнее, длинным традиционным финальным боям предпочитает быстрое и более драматичное разрешение конфликтов, много внимание уделяет не себе, а молодым каскадерам из своей группы, которые показывают высший класс.
Бои поставлены красиво, но коротки и грешат минимальным использованием боевых элементов и комбинаций, не такие изобретательные, как были раньше. Однако, судить за это Джеки рука не поднимется даже у самых больших его ненавистников — ТАК работать в его возрасте и с его ломаным-переломаным телом — это надо быть либо бессмертным, либо Джеки Чаном. Это настоящий подвиг. Комедийная направленность, которую стерли из сюжета, исподволь проявляется в сценах боев — в пластической выразительности, в ритмах экранного поведения героя, в том, как он ловит бандитов на лестнице, как он изображает пьяного, — во всем сквозит какая-то комическая нотка.
Но фильм, конечно, совершенно серьезный — я просто говорю о том, что трудно перейти так резко от комедий к драмам, тем более это трудно Джеки, о котором есть совершенно четкий стереотип, практически нерушимый. И не только серьезный — он действительно драматичный и очень трогательный. И это не ново для китайского кино. Я имею в виду традиционное китайское кино, которое показывают на артхаузных фестивалях — оно, как правило, очень сентиментальное. Его элементы внес в свой фильм и Джеки Чан.
Фильм не просто трогает, он действительно берет за душу, а некоторые сцены просто выворачивают наизнанку зрителя — немая сцена бегущего Чана к своей возлюбленной, которая перерезает провода бомбы, сковывающей ее, сцена попытки спасения инспектором своих друзей — от них впадаешь в какой-то литергический ступор, настолько красиво и сильно они сделаны.
За долгие годы Джеки снова вернулся к руководству на съемочной площадке, хотя фильм снимал не он, руководил проектом, конечно, он, и в фильме идеально перемежаются боевые сцены со сценами спокойными, тягостными или трогательными. Поэтому фильм не кажется скучным или затянутым, и в тоже время, не оставляет впечатления просто тупого мочилова.
Новое поколение китайских актеров, которых Джеки открыл и выбрал на роли подонков — тоже впечатляет. Настоящие «ямакаси», играющие детей своего века — техногенных убийц, которым дано абсолютно все и которым ничего не нужно. Ребята постарались, чтобы к ним зритель чувствовал максимальное отвращение, что и происходит.
Фильм оставляет тягостное, двоякое впечатление, с одной стороны, хэппи-энд, а с другой, мысль, проходящая через весь фильм — «все это обязательно повторится», атмосфера какой-то безысходности, старха за молодежь нового века, за то, что им пытаются найти какое-то оправдание… Съемки холодного и равнодушного города из стекла и стали, редкое появление в кадре растительности, зато постоянное мельтешение видеоигр, машин, всякой техники тоже производит какое-то гнетущее впечатление. Делает свое дело и великолепная музыка, наполняющая каждый кадр эмоциями. Весь фильм в горле стоит комок, которому динамика событий не дает разорваться, но тем горше в конце фильма его проглатывать.
Фильм жесток, гораздо более реален, чем другие боевики Чана, отточен в драматургичесом плане, и, что самое главое, не дает стопроцентной оценки ни одному герою. Может быть, в первый раз Чан играет на полутонах, придавая каждому герою фильма и отрицательные, и положительные черты. Трюки в фильме присутствуют, но на них уже не ставится акцент, как в былые времена, и они не прокручиваются с разных ракурсов по 3—4 раза, они — лишь часть действия, средство, а не цель.
Единственный недостаток фильма — промах сценариста, а именно ненужная и натянутая линия с попыткой оправдать этих убийц. Никакого им оправдания нет и быть не может, а попытка эта вызыват лишь отторжение, — как будто чужеродное тело в отлаженном и хорошо функционирующем организме.
Этот фильм подвел жирную черту под всем творчеством Джеки Чана. С этого момента начался другой Джеки, не боящийся экспериментов, доказавший, что со временем, лет через 10, когда он не сможет уже учавствовать в боях, он останется в кино совсем в другом качестве. Последние 3 года в фильмах Джеки сочетаются теплота и сентиментальность с прекрасной хорегорафией боев и юмором. То есть Джеки просто нащупал почву для будущего.
«Новая полицейская история» — действительно лучший фильм Джеки Чана из снятых в 21-м веке. Он поражает богатством психологических оттенков, отточенным блеском актерского мастерства, хорошими боями и зрелищными трюками, раскрывает серьезную и нетипичную для маэстро тему, трогает и завораживает. Это шедевр нового гонконгского кино, лучший в ряду блестящих фильмов последних лет, среди которых «Три звезды», «Отряд Дракон» и др. Он выдерживает динамику боевика, трогает драматической составляющей и завораживает напряжением триллера. Джеки Чан снова с нами в лучшем виде, другой, но по-прежнему непревзойденный.