Посвящается Фрэнку Слэйду и Чарльзу Симмсу... I. Герои любого времени:
Настоящий кинематограф — это тот кинематограф, который чему-то учит. Увы, сейчас миром правит индустрия развлечения, в том числе и в кинематографе. Блокбастеры сыплются на головы бедных зрителей, совсем зажевавших попкорн и заработавших язву от питья зловредной газировки.
2000 годы напрочь похоронили славные 1990-е. В ход ринулись бешеные спецэффекты. И напрасно.
Чем 1990-е годы лучше 2000-х? Они были человечнее. Проще. Но не примитивнее. Мудрее, даже так.
«Запах женщины» Мартина Бреста — это один из замечательных образцов настоящего кино. Почему?
Он поставил во главу сюжета взаимоотношения двух героев:
— Молодой и неопытный, но честный и добрый всем сердцем своим Чарльз Симмс.
— Пожилой и познавший многое, беспутный, но тоже честный и добрый полковник Фрэнк Слэйд.
У каждого из них своя судьба.
читать дальшеОба, по иронии, оказались слепыми. Чарли — в переносном плане (наивен), Фрэнк — в прямом смысле (несчастный случай). Но, оказавшись вместе, обретя понимание в друг друге, они смогли пробить брешь в равнодушии общества, и найти, наконец, своё место в этой чёртовой жизни, где только одно может вызывать неподдельное восхищение — женщина…
Проблема выбора предопределяет смысл фильма: перед Чарли стоит главное решение всего своего будущего, перед полковником Слэйдом — осознание всего своего прошлого. Но выбор они помогают совершить друг другу. И в этом прелесть фильма: он не просто учит каким-то избитым моралям, он явно показывает, как можно выжить в этом циничном мире, и всё-таки остаться самим собой…
И Чарли, и Фрэнк — герои любого времени, ибо они олицетворяют то, что веками пытались найти и понять учёные, философы, писатели и обыватели — Истину с большой буквы. Истину не надо искать, она кроется в каждом из нас. Вся Истина состоит из Истины каждого из нас — честности перед самим собою и окружающими. Пускай, порою истина горька и некрасива, но она есть, её нужно принимать.
По одну сторону мира очутились, казалось бы, беззащитные Чарли и Фрэнк, по другую сторону — богатые и наглые лицемеры, плодящие и сеющие вокруг себя сплошное ханжество, обладающие недюжинной властью, но, как верно заметил полковник Слэйд, они люди с «ампутированной душой».
Двое человек не бросали вызов обществу. Его бросило само общество. И что же?
А то, что важно не количество. Важно душевное отношение человека к другим.
Будьте честны. Будьте добры. Будьте собой. Это не заповеди.
Это Истина…
II. Великий человек — Аль Пачино:
Фильма не было, не будь Аля Пачино — невероятно правдоподобного актёра во всех своих фильмах.
Он создал множество ярких и незабываемых образов, но именно его полковник Слэйд — ироничный, гордый, самоуверенный, сентиментальный, трогательный, суровый, жёсткий, самостоятельный — стал апофеозом начала 1990-х годов. Люди полюбили его. Киноакадемики не смогли на сей раз не отдать должное Пачино, которого они так бесславно обломили во времена «Крёстного отца». «Оскар» засиял своей позолоченной улыбкой, такой благосклонной и ослепительной.
Пачино, пожалуй, достоин похвалы, как лучший актёр, передавший образ не просто полковника в отставке, но и человека, лишённого зрения. За игрой Пачино, и совершенно забываешь, что перед тобой один из знаменитых актёров мира. Тебе кажется, что ты наблюдаешь за полковником Слэйдом. В этом наивысшее мастерство любого актёра — затмить свой актёрский статус образом персонажа.
Роль, на мой взгляд, сложная как в физическом плане (постоянно изображать слепоту тоже непросто), так и в моральном плане (некоторые сцены в фильме с участием Пачино просто пробивают любую толстокожесть зрителя — настолько искренне смотрится полковник Слэйд — временами растерянный и грустный, временами — шустрый и угарно шутливый).
За такое исполнение роли надо памятник при жизни ставить.
III. Очевидные преимущества фильма:
Кроме этого, фильм заметно выигрывает у своих сотоварищей времён 1990-х годов оригинальным и не бесполезным сценарием от Бо Голдмана. История, которую, нисколько не сомневаюсь, было бы интересно и почитать, а не только посмотреть. Некоторые фильмы, увы, в книги не обратишь — они будут смотреться невыносимо банально и нелепо. Но «Запах женщины» — это мощная история, не поддающаяся тлению во Времени…
Также стоит отметить игру остальных актёров, среди которых лично я хочу выделить:
— Крис О'Доннелл в роли Чарли Симмса: очень неплохо выступил вместе с Пачино, не потерялся, не стушевался, а весьма завидно отыграл свою роль — роль несколько наивного и милого студента. Мне правда понравилась игра этого актёра. Она подкупает.
— Джеймс Ребхорн в роли мистера Траска: Ребхорн вообще молодец — ему с блеском удаётся играть нелицеприятных товарищей, вызывающих одновременно и отвращение, и презрение. На мой взгляд, это лучшая роль данного актёра. Его мало в фильме, но он достоин всяческих похвал.
— Филипп Сеймур Хоффман в роли Джорджа Уиллиса — младшего: кто бы знал, в далёком (нынче) 1992 году, что мы честь имеем смотреть на игру лауреата премии «Оскар» (2006 год — «Капоте»)! Тем не менее, даже в этой второстепенной роли можно уже убедиться, что из парня выйдет нечто путное и перспективное. Роль в большей степени молчаливая, но одна его мимика перекрывает все возражения критического характера.
Я также хочу отметить очень хорошую, практически удивившую меня, отнюдь не заядлого меломана, музыку к фильму, автором которой выступил знакомый многим киноманам товарищ Томас Ньюман. Впервые в жизни я так тщательно и с особым удовольствием вслушивался в саундтрек фильма, что смею отважиться назвать музыку к «Запаху женщины» самой любимой музыкой в кинематографе вообще. Товарищ Михаэль Данна (мой бывший музыкальный любимец) с его саундтреком к «Маленькой мисс Счастье» нервно курит в сторонке…
Разумеется, непростительным было бы забыть о режиссуре Мартина Бреста. Браво!
Я рекомендую к просмотру всем киноманам этот блистательный фильм. Не пожалеете.
Должен также признаться: фильм я оценил лишь со второго раза. В первый раз я смотрел его давным-давно, если память не изменяет, то было это в 1993 году, тогда его смотрели на видеомагнитофоне, на кассете с жуткой озвучкой и более-менее сносным изображением. Мне в память запали кадры, когда полковник Слэйд танцует с женщиной в ресторане. Очень красивый момент, правда? А смысл тогда я не понял — был несообразительный малый.
Пересмотрел же фильм я только сегодня. Странно, правда? Но воспоминания прямо-таки хлынули единым потоком. Вспомнились даже мельчайшие детали: старый телевизор, видеомагнитофон, кассета с оборванной наклейкой, месяц июль (вот совпадение!), жаркая, душная погода на улице, качели, поход к бабушке, в общем, очень многие, почти что стёртые события и детали.
Теперь, если меня будут спрашивать, что же является фильмом моего детства, я непременно отвечу: «Запах женщины»…
«Больше всего на свете я люблю Женщину… А на втором месте… Да, „Феррари“… » (полковник армии Соединённых Штатов Америки, Фрэнк Слэйд).
10 из 10www.kinopoisk.ru/level/1/film/4871/